На
снимках: 20 лет спустя:два друга- моряка.
Юрий
Богатиков и Аркадий ПРОЦЕНКО (1973 г.)
(А. Проценко, бывший старшина 1 статьи
Тихоокеанского флота,
ныне директор Дворца культуры комбината
"Азовсталь" (г. Мариуполь))
А. Проценко
ЮРИЙ
БОГАТИКОВ:
ОТ
ТИХОГО ОКЕАНА ДО АЗОВСКОГО МОРЯ
О выдающемся певце Юрии
Иосифовиче Богатикове написано немало статей, в которых отражена его деятельность
как народного артиста СССР. О нем и его творчестве еще будут написаны и книги.
Мне же хочется рассказать о малоизвестных эпизодах его жизни в период службы
на Тихоокеанском флоте и о наших встречах в Мариуполе.
..В тот, теперь уже далекий, 1952
год Японское море встретило нас, будущих матросов, холодными порывами ветра,
вздыбленными свинцовыми волнами, заросшими лесом сопками. Флотский
"экипаж" находился в городе Владивостоке, у Черной речки. Здесь я
вместе с таким же, как и я, новобранцем Юрием Богатиковым проходил курс
молодого матроса, а в свободное время (которого было очень немного) мы
участвовали как вокалисты в коллективе матросской художественной
самодеятельности при Доме офицеров флота. Здесь мы познакомились с общительным
и жизнерадостным матросом Анатолием Ромашиным - будущим известным киноактером и
народным артистом России: в то далекое время он ходил в "чтецах".
С
неразлучным баяном скрашивали мы дни службы задушевными песнями. Искусство в трудную пору службы
объединяло нас, множило силы. Нередко приходилось выступать в самых
неподходящих помещениях, а то и вовсе под открытым
небом -
на палубе корабля, зато наша концертная группа пользовалась успехом. И хотя
выступали мы перед разными аудиториями, и офицеры, и матросы, и местное
население душевно приветствовали самодеятельных артистов.
Тогда
мы, молодые певцы-ровесники, соревновались в мастерстве, красоте и силе своих
голосов. Юра Богатиков старался петь как можно чаще. Он владел необыкновенно
красивым, непобежденным, как оказалось, годами голосом, врожденным артистизмом.
Тем артистизмом, который позволял ему еще в молодости творить на сцене чудо,
завораживая зрительный зал. Не случайно на одном из концертов Юра обратил на
себя внимание руководителя ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота.
Тогда-то и стал Юра солистом.
Конечно,
он отличался силой своего дарования, лучше нас умел управлять своим голосом.
Однажды, уступая нашим настойчивым просьбам открыть тайну своего необыкновенно
красивого тембра голоса, Богатиков, смеясь, ответил: "Все это гораздо
проще, чем вы думаете. Это просто природный дар, и поэтому я не
"делаю" голос, а пою так, как умею..." Возвращаясь памятью к
далекому прошлому, думаю, что именно в пору наших концертов и вспыхнула зарница
вокальной одаренности двадцатилетнего Юрия Богатикова. Как-то зашла речь об
известных вокалистах прошлого, искусство которых Юра ценил очень высоко. Размышляя,
как в исполнении одаренного певца произведение композитора приобретает
неожиданно новое звучание и окраску, он, помню, восторженно воскликнул:
"Вот так пел Шаляпин. Ах, как пел!.."
Это
вырвалось у Богатикова как-то вдруг, словно вспыхнуло радостное воспоминание,
будто он действительно слышал живой голос своего кумира.
Окончив
курс молодого матроса, Богатиков получил направление в ансамбль Тихоокеанского
флота, я - в школу боцманов, Ромашин -в бригаду торпедных катеров. Виделись
нечасто, лишь . в дни увольнения встречались во Владивостоке и вместе проводили
время. А после увольнения в запас разъехались в разные стороны:
Юра в
Харьков, я в Мариуполь, Ромашин в Москву. На новую встречу было трудно
надеяться.
...Прошло
десять лет. И вот однажды, в 1965 году, во Дворце культуры завода
"Азовсталь" состоялся концерт Луганской (тогда - Ворошиловградской)
филармонии. Я сидел в партере,
помнится,
не дальше третьего ряда. Программа концерта начиналась песней "Давно не
бывал я в Донбассе", и конферансье объявил исполнителя: "Юрий
Богатиков!"
И надо
же было такому случиться, чтобы я от неожиданности вдруг привстал и крикнул:
"Юра?!" И Богатиков настолько растерялся, что не мог вымолвить ни
слова. Пауза затянулась. Затем он вышел 'на авансцену, улыбнулся, а потом
спустился в зал и мы с ним обнялись под гром аплодисментов растроганных
зрителей. И преодолев смущение, Юра, обращаясь к залу, запел: "И вот,
наконец, я в Донбассе..." И слова этой песни Юра обращал к своим землякам,
сидящим в зале...
А зал
обратился в слух, и я видел только Юру. Голос его то рокотал характерным
богатиковским тембром, то лился свободной волной... Зал взволнованно слушал, и
каждый, наверное, думал о чем-то глубоко личном, сокровенном.
С того
памятного дня и на протяжении тридцати восьми лет мы с Юрой поддерживали
дружеские отношения и еще не раз встречались. Случалось и мне бывать у него в
городе Ялте, и он навещал меня в Мариуполе.
...Я
писал, что Богатиков любил петь. Но его отношение к песне было исполнено не
только любви, но и нежности, жажды передать свое чувство каждому слушателю.
Ведь у нашего народа - чудесные песни, удивительная поэзия, непревзойденная по
красоте песенно-романсовая классика. И отрадно, что Юрий Богатиков щедро
знакомил все новые и новые аудитории с этим бесценным богатством.
И мы
благодарны бывшему матросу за проникновенное исполнение радующих душу песен,
отдаем дань его природной одарённости и высочайшему профессиональному
мастерству. Юрий Иосифович навсегда вошел в историю вокального искусства, и
теперь имеет особое значение каждая подробность его жизни, каждое впечатление
от знакомства с ним. Вот почему я написал о том немногом, что знал и запомнил.
.